Работа психолога основана на глубоком понимании того, как устроена душевная жизнь человека. Это понимание можно получить, только беспристрастно вглядываясь в самого себя. Большую часть того, что происходит с детьми, подростками и их родителями я когда-то увидел в себе – обиду, зависть, разочарование, ярость, манипуляции всех видов и многое другое. Когда-то я признался себе в этом и теперь делюсь этой свободой с другими. Это первый этап моей работы – все, что есть внутри меня и внутри сидящего напротив человека может быть признано и понято. А потом разыграно с помощью игрушек, нарисовано красками, слеплено из глины, сыграно на дудочке, рассказано в форме сказки, а может быть, мы поставим танец или превратим мой кабинет в театральные подмостки… в общем, по-настоящему богата моя работа в неограниченном количестве форм реализации первого этапа.
Второй этап состоит в выборе моего клиента, что делать со всем тем, что сегодня стало таким явным. Поскольку я не только занимался самоанализом, но многому внутри себя помог вырасти – ответственности, детской легкости, вере в себя, требовательности, самоподдержке, сочувствию, мужеству – мне есть, что сказать и на этом этапе. И когда ребенок или родитель увидит для себя симпатичный путь, мы пройдем этой новой дорожкой все по тому же ковру психологического центра. Это будет третий этап – когда мы вместе с клиентом будем играть его новую историю.
Четвертый этап происходит уже без меня, в том потоке жизни, из которого буквально на один час еще незнакомого мне человека течение выкинуло на берег с вывеской «Психолог». Иногда мне звонят, а чаще приходят на следующую встречу, чтобы рассказать об «эффекте» наших «игр». А я радуюсь, что адаптация к детскому саду бесконечные 3 месяца со слезами и нервами всех участников этого кризиса наконец-то успешно завершилась; что девочка-подросток вышла из депрессии, у нее стало больше друзей, и вообще пошел какой-то новый светлый этап жизни; что через полгода общения со мной первоклассник стал уверенней, да так, что на городских соревнованиях по айкидо занял 1-е место; что ребята из детского дома стали успешней в учебе и все чаще им удается найти общий язык с их мамами-воспитателями; что молодая женщина вдруг доверилась своему мужчине и перестала волноваться о том, как на него влияет его мама.
Нередко бывает и так, что никакого особого эффекта нет. Вернее эффект есть, но он действует от силы 2 дня, а потом все начинается заново – проблемы, раздражительность, усталость, желание «все бросить». Приходится работать без эффекта… Возможно, я что-то делаю не так, но также возможно, что в данный момент моя роль заключается не в долговременном и явном изменении, а в эмоциональной поддержке, в укреплении веры в себя и в людей.
Кроме описанной выше стратегии, я часто прибегаю ко многим другим. Например, иногда работа идет исключительно на самораскрытии – я говорю о том, как во мне резонирует то, о чем говорит и что делает клиент. Мне грустно или радостно, я впечатлен или обижен, я злюсь или вспомнил ситуацию из своей жизни, я хочу обнять клиента или выйти из кабинета на несколько минут.
Кроме того, положительный эффект психотерапии строится на разнообразии моего контакта – на умении быть требовательным или полностью отдаваться решению клиента, на умении предлагать или просить о помощи, искать компромисс, критиковать или признавать свои ошибки. В данном случае работает эффект недостающего пазла, который позволяет моему клиенту увидеть картинку целиком – себя в новом качестве и другого человека с неожиданной стороны – примериться к этой новой картинке, освоиться в ней и воссоздать случайно или целенаправленно в своей повседневной жизни.
Еще один метод, который я часто использую, основан на поведенческом подходе. Для своих клиентов я нередко выступаю юристом, который умеет оформлять контракты со всеми нюансами, не позволяющими вольно интерпретировать свои же собственные обещания и требования. Ребенок/родитель берет на себя определенные в договоре обязательства и таким образом приобретает определенные в том же договоре права. Критериями выполнения обязательств в такой-то срок (день, неделя, месяц) являются, например, убранная комната, отсутствие двоек за поведение в течение недели, четверки в модуле, отсутствие грубых слов и пренебрежительных жестов (тона), самостоятельное выполнение 70% домашнего задания, возвращение с прогулки не позже назначенного времени, и все, все, все остальное. Счастливый родитель в случае успешного выполнения ребенком взятых на себя обязательств разрешает прогулки вечером (в этот день или в течение следующей недели/месяца), увеличение времени за компьютером, посещение друзей, увеличение карманных денег, уменьшение домашних обязанностей, долгожданная покупка и прочее, что действительно станет на какое-то время сильным мотивом. Призовая система или система последствий есть в этом мире так или иначе, потому что это закон жизни, который называется законом обратной связи. Проблема лишь в том, что очень часто в малых системах по типу семьи этот закон искажается, что приводит к разрушению и деградации естественного стремления к самосовершенствованию и достижению все новых вершин своего потенциала. Но когда все выполнимые условия обозначены на бумаге, нюансы досконально продуманы, а обе стороны в азарте ждут сакрального момента подписания договора, изменения не заставят себя ждать.
И последний творческий метод достигать результатов, за которыми пришли мои клиенты, заключается в индивидуальном подборе игр и упражнений целенаправленно развивающих те или иные качества. Дети и взрослые в работе со мной многократно отрабатывают произнесение таких слов, как «нет», «я хочу», «не хочу», «я чувствую», «пожалуйста», «при всей симпатии к вам, я настаиваю…», «правила для всех одинаковые», «сделай это», «я занят», «я подумаю», «мне необходимо время», «подумайте», «это великолепно», «спасибо», и др. А также повышают голос или наоборот учатся говорить тихо, идут напролом в обозначенную часть комнаты или гибко обходят препятствие в виде упорного меня, много раз проигрывают в соревновании, чтобы сместить свои цели с результата на процесс, много раз пытаются договориться со мной несговорчивым, выступают публично перед огромной аудиторией мелких игрушек, перевоплощаются в своих детей и родителей, учатся выживать в потоках критики или восхищения, и прочее, прочее из того, что придумаю я или они сами.
На самом деле выше я перечислил даже не основные методы, а всего лишь некоторые мазки, с помощью которых может получиться самая общая картина моей работы. Каждый день приносит новые идеи, совершенно неожиданные и ранее мной не осознаваемые возможности. Каждый день по несколько клиентов это в год практически 1000 часов психотерапии, и ни одного часа не прошло без новых для меня вопросов, нового опыта, проб и ошибок. Так что можно представить, насколько я еще мало понимаю свою роль на берегу под этой вывеской «Психолог».