Дмитрий Скоморохов

  • психолог-консультант
  • психотерапевт
  • детский психолог
  • автор и ведущий тренинговых программ
Вова за лето очень, очень изменился. Повзрослел, наверное. Реже стал со мной спорить. С удовольствием помогает мне по дому.
Елена Алексеевна
Лена самостоятельно по своей инициативе выполняла д/з по математике, выполнила просьбу. Никита вымыл пол, выполнил д/з по математике.
Ольга, м. Никиты и Лены
Заметила большую активность. Помогать стали лучше. По учебе пока все-равно не очень. Но стали увереннее. Вот сегодня даже сами вам позвонили.
Галина Павловна
После первого занятия был толчок на активность, сильный энтузиазм что-то делать, что-то менять в лучшую сторону. Инициативность выросла явно.
Наталья, м. Насти
До проекта он совсем ничего не делал, я подходила к нему и по несколько раз просила о помощи, в итоге понимала, что не допросишься и делала все сама.
Ася, м. Саши
Пришла домой в шарфике, я смеюсь: "Ну что, в подъезде одела? Она говорит: "Нет, уже через полчаса на улице застегнулась и шарф надела".
Татьяна, м. Риты
Эту неделю София прям видно, что выкладывалась. Старалась сделать дела до того, как уйти в школу. Старалась сильно не засиживаться в телефоне.
Нина, м. Софы
Маша помогала делать шарлотку. Одела колготки, хотя не хотела. Пошла на все занятия.
Наталья, м. Маши
Хочу чтобы лучше делал уроки. Очень ленивый. Долго заставлять приходится. И ему приходится говорить 50 раз.
Елена, м. Жени
Леша после прошлого занятия просил меня не покупать домой вкусностей, а если он просит - отказывать ему. У него есть цель - сбросить 5 кг до НГ.
Марина, м. Леши
Я говорю: "Обязательно возьми шарфик. Одень". Она: "Ой, зачем мне этот шарфик!?" И тут же буквально через секунду: "ну, хорошо, да, я возьму".
Татьяна, м. Риты
Он стал более организованней в плане распределения свободного время по урокам. Более ответственно. Сам сдал планшет, чтобы не было соблазна.
Татьяна, м. Леши
Пытается с Машей не сильно конфликтовать. Заработала пятерку. Выучила песню, получила пятерку. По алгебре похвалила учительница.
Наталья, м. Любы
На этой недели я увидела большие изменения в поведении в хорошую сторону у Саши, правда без слез не обошлось, но вижу старания в школе.
Татьяна, м. Саши
Вчера я пришла с тренировки довольно поздно, и меня ждала заправленная кровать моя и Ильи; пюре и сам Илья.
Виктория, м. Ильи
Помогала мне без вопросов, все делала. В целом прям очень хорошая неделя. Маша очень хотела поучаствовать в раздачи листовок. Это было видно.
Анна, м. Маши
Сегодня убрала в квартире, помыла полы, попылесосила. Еще с утра копается. Вчера забыла с собой купальник. Не собранность.
Наталья, м. Маши
Она в школе совершила такой альтруистический поступок. После последнего урока учительница стала в дверях и сказала, что никого не выпустит...
Татьяна, мама Риты
Какой-то результат прямо лучше, чем на прошлых неделя. Маша очень старалась, прямо не подкопаться к ней 4 дня. Прямо видно, что человек очень старалась.
Анна, м. Маши
Я не знаю, что вы там вначале сентября наговорили детям, но Рита три недели ходит, как под гипнозом, и бубнит: "примеры счастья", "примеры счастья".
Татьяна, м. Риты
Старается, сам дополнительно читает, помогает по дому.
Юлия, м. Артема
А ещё она подговорила Диму и они вдвоём подарили мне цветы!!! Это было очень приятно, я впервые вижу у Маши такое сильное желание порадовать маму.
Анна, м. Маши
София всю неделю говорила про рейтинг, что его надо поднимать, что она переживает. И по ней прям видно, что она оживилась, помыла мне машину.
Нина, м. Софы
Саша сделал уроки, убрался в своей комнате, молодечик. Он собрался к вам сегодня с другом со двора, так можно или нет?
Ася, м. Саши
Она вообще очень сильно изменился с сентября, как вот у вас начались занятия. Старается быть более доброй, чаще стала меня обнимать.
Татьяна, м. Риты
Ни разу не скатилась ни одной слезы. Она начала больше проявлять заботу - может приготовить, сюрприз какой-то сделать, убрать за собой.
Нина, м. Софы
На этой недели меньше слез, старается сдерживать себя. Но все ещё неуверен в себе.
Татьяна, м. Саши
Обсудили с Вовой позитив и негатив в привычках. Пока решили, что будет работать над недостаточной заботой о своём четвероногом друге.
Елена Алексеевна
С Машей очень круто работает система фотоотчетов, мне кажется, она сама кайфует от вида до/после.
Анна, м. Маши
В течение недели Олег несколько раз сразу делал то, что я от него просила, с первого раза. В остальных случаях или забывал или откладывал до последнего.
Ирина, м. Олега
Отзыв за неделю. Дети между собой и на этой неделе пытались договариваться, меньше конфликтовать. Это заметно по более спокойной обстановке дома.
Татьяна, м. Леши и Миши
С прошлой недели стал лучше все-таки заниматься, более усидчивый по урокам. Меньше внимания стал уделять компьютеру. В телефоне не сидит.
Елена, м. Жени

О работе психолога-консультанта

Работа психолога основана на глубоком понимании того, как устроена душевная жизнь человека. Это понимание можно получить, только беспристрастно вглядываясь в самого себя. Большую часть того, что происходит с детьми, подростками и их родителями я когда-то увидел в себе – обиду, зависть, разочарование, ярость, манипуляции всех видов и многое другое. Когда-то я признался себе в этом и теперь делюсь этой свободой с другими. Это первый этап моей работы – все, что есть внутри меня и внутри сидящего напротив человека может быть признано и понято. А потом разыграно с помощью игрушек, нарисовано красками, слеплено из глины, сыграно на дудочке, рассказано в форме сказки, а может быть, мы поставим танец или превратим мой кабинет в театральные подмостки… в общем, по-настоящему богата моя работа в неограниченном количестве форм реализации первого этапа.

Второй этап состоит в выборе моего клиента, что делать со всем тем, что сегодня стало таким явным. Поскольку я не только занимался самоанализом, но многому внутри себя помог вырасти – ответственности, детской легкости, вере в себя, требовательности, самоподдержке, сочувствию, мужеству – мне есть, что сказать и на этом этапе. И когда ребенок или родитель увидит для себя симпатичный путь, мы пройдем этой новой дорожкой все по тому же ковру психологического центра. Это будет третий этап – когда мы вместе с клиентом будем играть его новую историю.

Четвертый этап происходит уже без меня, в том потоке жизни, из которого буквально на один час еще незнакомого мне человека течение выкинуло на берег с вывеской «Психолог». Иногда мне звонят, а чаще приходят на следующую встречу, чтобы рассказать об «эффекте» наших «игр». А я радуюсь, что адаптация к детскому саду бесконечные 3 месяца со слезами и нервами всех участников этого кризиса наконец-то успешно завершилась; что девочка-подросток вышла из депрессии, у нее стало больше друзей, и вообще пошел какой-то новый светлый этап жизни; что через полгода общения со мной первоклассник стал уверенней, да так, что на городских соревнованиях по айкидо занял 1-е место; что ребята из детского дома стали успешней в учебе и все чаще им удается найти общий язык с их мамами-воспитателями; что молодая женщина вдруг доверилась своему мужчине и перестала волноваться о том, как на него влияет его мама.

Нередко бывает и так, что никакого особого эффекта нет. Вернее эффект есть, но он действует от силы 2 дня, а потом все начинается заново – проблемы, раздражительность, усталость, желание «все бросить». Приходится работать без эффекта… Возможно, я что-то делаю не так, но также возможно, что в данный момент моя роль заключается не в долговременном и явном изменении, а в эмоциональной поддержке, в укреплении веры в себя и в людей.

Кроме описанной выше стратегии, я часто прибегаю ко многим другим. Например, иногда работа идет исключительно на самораскрытии – я говорю о том, как во мне резонирует то, о чем говорит и что делает клиент. Мне грустно или радостно, я впечатлен или обижен, я злюсь или вспомнил ситуацию из своей жизни, я хочу обнять клиента или выйти из кабинета на несколько минут.
Кроме того, положительный эффект психотерапии строится на разнообразии моего контакта – на умении быть требовательным или полностью отдаваться решению клиента, на умении предлагать или просить о помощи, искать компромисс, критиковать или признавать свои ошибки. В данном случае работает эффект недостающего пазла, который позволяет моему клиенту увидеть картинку целиком – себя в новом качестве и другого человека с неожиданной стороны – примериться к этой новой картинке, освоиться в ней и воссоздать случайно или целенаправленно в своей повседневной жизни.

Еще один метод, который я часто использую, основан на поведенческом подходе. Для своих клиентов я нередко выступаю юристом, который умеет оформлять контракты со всеми нюансами, не позволяющими вольно интерпретировать свои же собственные обещания и требования. Ребенок/родитель берет на себя определенные в договоре обязательства и таким образом приобретает определенные в том же договоре права. Критериями выполнения обязательств в такой-то срок (день, неделя, месяц) являются, например, убранная комната, отсутствие двоек за поведение в течение недели, четверки в модуле, отсутствие грубых слов и пренебрежительных жестов (тона), самостоятельное выполнение 70% домашнего задания, возвращение с прогулки не позже назначенного времени, и все, все, все остальное. Счастливый родитель в случае успешного выполнения ребенком взятых на себя обязательств разрешает прогулки вечером (в этот день или в течение следующей недели/месяца), увеличение времени за компьютером, посещение друзей, увеличение карманных денег, уменьшение домашних обязанностей, долгожданная покупка и прочее, что действительно станет на какое-то время сильным мотивом. Призовая система или система последствий есть в этом мире так или иначе, потому что это закон жизни, который называется законом обратной связи. Проблема лишь в том, что очень часто в малых системах по типу семьи этот закон искажается, что приводит к разрушению и деградации естественного стремления к самосовершенствованию и достижению все новых вершин своего потенциала. Но когда все выполнимые условия обозначены на бумаге, нюансы досконально продуманы, а обе стороны в азарте ждут сакрального момента подписания договора, изменения не заставят себя ждать.

И последний творческий метод достигать результатов, за которыми пришли мои клиенты, заключается в индивидуальном подборе игр и упражнений целенаправленно развивающих те или иные качества. Дети и взрослые в работе со мной многократно отрабатывают произнесение таких слов, как «нет», «я хочу», «не хочу», «я чувствую», «пожалуйста», «при всей симпатии к вам, я настаиваю…», «правила для всех одинаковые», «сделай это», «я занят», «я подумаю», «мне необходимо время», «подумайте», «это великолепно», «спасибо», и др. А также повышают голос или наоборот учатся говорить тихо, идут напролом в обозначенную часть комнаты или гибко обходят препятствие в виде упорного меня, много раз проигрывают в соревновании, чтобы сместить свои цели с результата на процесс, много раз пытаются договориться со мной несговорчивым, выступают публично перед огромной аудиторией мелких игрушек, перевоплощаются в своих детей и родителей, учатся выживать в потоках критики или восхищения, и прочее, прочее из того, что придумаю я или они сами.
На самом деле выше я перечислил даже не основные методы, а всего лишь некоторые мазки, с помощью которых может получиться самая общая картина моей работы. Каждый день приносит новые идеи, совершенно неожиданные и ранее мной не осознаваемые возможности. Каждый день по несколько клиентов это в год практически 1000 часов психотерапии, и ни одного часа не прошло без новых для меня вопросов, нового опыта, проб и ошибок. Так что можно представить, насколько я еще мало понимаю свою роль на берегу под этой вывеской «Психолог».