Дмитрий Скоморохов

  • психолог-консультант
  • психотерапевт
  • детский психолог
  • автор и ведущий тренинговых программ
Заметила большую активность. Помогать стали лучше. По учебе пока все-равно не очень. Но стали увереннее. Вот сегодня даже сами вам позвонили.
Галина Павловна
После первого занятия был толчок на активность, сильный энтузиазм что-то делать, что-то менять в лучшую сторону. Инициативность выросла явно.
Наталья, м. Насти
Сегодня убрала в квартире, помыла полы, попылесосила. Еще с утра копается. Вчера забыла с собой купальник. Не собранность.
Наталья, м. Маши
Хочу чтобы лучше делал уроки. Очень ленивый. Долго заставлять приходится. И ему приходится говорить 50 раз.
Елена, м. Жени
Старается, сам дополнительно читает, помогает по дому.
Юлия, м. Артема
Вова за лето очень, очень изменился. Повзрослел, наверное. Реже стал со мной спорить. С удовольствием помогает мне по дому.
Елена Алексеевна
Отзыв за неделю. Дети между собой и на этой неделе пытались договариваться, меньше конфликтовать. Это заметно по более спокойной обстановке дома.
Татьяна, м. Леши и Миши
Пытается с Машей не сильно конфликтовать. Заработала пятерку. Выучила песню, получила пятерку. По алгебре похвалила учительница.
Наталья, м. Любы
Пришла домой в шарфике, я смеюсь: "Ну что, в подъезде одела? Она говорит: "Нет, уже через полчаса на улице застегнулась и шарф надела".
Татьяна, м. Риты
С прошлой недели стал лучше все-таки заниматься, более усидчивый по урокам. Меньше внимания стал уделять компьютеру. В телефоне не сидит.
Елена, м. Жени
Она в школе совершила такой альтруистический поступок. После последнего урока учительница стала в дверях и сказала, что никого не выпустит...
Татьяна, мама Риты
Ни разу не скатилась ни одной слезы. Она начала больше проявлять заботу - может приготовить, сюрприз какой-то сделать, убрать за собой.
Нина, м. Софы
До проекта он совсем ничего не делал, я подходила к нему и по несколько раз просила о помощи, в итоге понимала, что не допросишься и делала все сама.
Ася, м. Саши
Какой-то результат прямо лучше, чем на прошлых неделя. Маша очень старалась, прямо не подкопаться к ней 4 дня. Прямо видно, что человек очень старалась.
Анна, м. Маши
Я говорю: "Обязательно возьми шарфик. Одень". Она: "Ой, зачем мне этот шарфик!?" И тут же буквально через секунду: "ну, хорошо, да, я возьму".
Татьяна, м. Риты
Леша после прошлого занятия просил меня не покупать домой вкусностей, а если он просит - отказывать ему. У него есть цель - сбросить 5 кг до НГ.
Марина, м. Леши
На этой недели я увидела большие изменения в поведении в хорошую сторону у Саши, правда без слез не обошлось, но вижу старания в школе.
Татьяна, м. Саши
Я не знаю, что вы там вначале сентября наговорили детям, но Рита три недели ходит, как под гипнозом, и бубнит: "примеры счастья", "примеры счастья".
Татьяна, м. Риты
В течение недели Олег несколько раз сразу делал то, что я от него просила, с первого раза. В остальных случаях или забывал или откладывал до последнего.
Ирина, м. Олега
На этой недели меньше слез, старается сдерживать себя. Но все ещё неуверен в себе.
Татьяна, м. Саши
Эту неделю София прям видно, что выкладывалась. Старалась сделать дела до того, как уйти в школу. Старалась сильно не засиживаться в телефоне.
Нина, м. Софы
София всю неделю говорила про рейтинг, что его надо поднимать, что она переживает. И по ней прям видно, что она оживилась, помыла мне машину.
Нина, м. Софы
Вчера я пришла с тренировки довольно поздно, и меня ждала заправленная кровать моя и Ильи; пюре и сам Илья.
Виктория, м. Ильи
Лена самостоятельно по своей инициативе выполняла д/з по математике, выполнила просьбу. Никита вымыл пол, выполнил д/з по математике.
Ольга, м. Никиты и Лены
Маша помогала делать шарлотку. Одела колготки, хотя не хотела. Пошла на все занятия.
Наталья, м. Маши
Обсудили с Вовой позитив и негатив в привычках. Пока решили, что будет работать над недостаточной заботой о своём четвероногом друге.
Елена Алексеевна
Помогала мне без вопросов, все делала. В целом прям очень хорошая неделя. Маша очень хотела поучаствовать в раздачи листовок. Это было видно.
Анна, м. Маши
Саша сделал уроки, убрался в своей комнате, молодечик. Он собрался к вам сегодня с другом со двора, так можно или нет?
Ася, м. Саши
А ещё она подговорила Диму и они вдвоём подарили мне цветы!!! Это было очень приятно, я впервые вижу у Маши такое сильное желание порадовать маму.
Анна, м. Маши
Она вообще очень сильно изменился с сентября, как вот у вас начались занятия. Старается быть более доброй, чаще стала меня обнимать.
Татьяна, м. Риты
Он стал более организованней в плане распределения свободного время по урокам. Более ответственно. Сам сдал планшет, чтобы не было соблазна.
Татьяна, м. Леши
С Машей очень круто работает система фотоотчетов, мне кажется, она сама кайфует от вида до/после.
Анна, м. Маши

ПРИНЦИП №5 ПОСТЕПЕННОСТЬ (ТРЕНИРУЕМ ГИБКОСТЬ)

В этом принципе мы будем учиться гибкости: уменьшать или увеличивать сложность задач для себя и ребенка, уменьшать и увеличивать ценность наград и размеры штрафных санкций, менять условия, если они не работают, менять свое мнение, если оно было ошибочным. Все это мы будем делать легко, играючи, с сочувствием и любовью. Балланс требований и похвалы, снижение или поднятие планки для нас самих и для наших детей, дипломатия, эффективные переговоры, полное отсутствия эго и самолюбия - вот суть данного принципа.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Под видео к этому занятию есть комментарий с гиперссылками на место в видео по каждой технике.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

видео еще не записано

 

Какие качества тренирует ребенок и родитель:

ГИБКОСТЬ

ДИЛЕКАТНОСТЬ

ДИПЛОМАТИЧНОСТЬ

ЧУТКОСТЬ

Какие техники осваивает родитель:

ИНДИКАТОР УСПЕХА

УПРАЖНЕНИЕ

ПОСЛЕДСТВИЯ

СОРЕВНОВАНИЕ

 

ОПИСАНИЕ КАЖДОЙ МЕТОДИКИ

 

Введение

Этот принцип мне кажется самым захватывающим, удивительным и глубоким. Когда ребенок испытывает большое желание (принцип №1), когда ему понятно, что нужно сделать для его удовлетворения (принцип №2), когда он готов к любой обратной связи и проигрышь с выигрышем не влияет на его мотивацию (принцип №3), когда он действует исключительно в энтузиазме и азарте (принцип №4), он должен выбирать длину шага к своей цели в соответствии со своими возможностями (принцип №5). И секрет этого принципа в том, что в каждую минуту у ребенка разное количество сил на совершение очередного шага, а значит и шаги должны отличаться. Нельзя разбить путь к 10 подтягиваниям на равные промежутки времени и определенный прирост в тренировках и надеяться на положительный результат. Так не бывает даже в мире компьютеров, потому что порой отключают электричество. Так не бывает в мире технике, потому что детали ломаются. Так не бывает у людей, потому что огромное число фактор либо поднимают нашу энергию, либо снижают ее. И если вы, как тренер для вашего ребенка, беретесь провести его от точки А к точке B, вам нужно научиться быть гибкими. Кому-то из вас свойственно недодавливать, а кому-то наоборот передавливать. Задача этого принципа, во-первых, скорректировать ваше внутреннее ощущение возможностей вашего ребенка, а во-вторых, научить вас видеть здесь и сейчас сколько у него сил, и реагировать самым наулучшим образом. Это большое искусство и огромный труд.
 
 

 

Методика «Рукопожатие»

Эта игра и многие подобные игры позволяют развить эмоциальный интеллект. Автором популяризатора этой идеи Дэниэлом Гоулманом выделяется 5 составляющих эмоционального интеллекта: самопознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки. Когда мы в игровой форме или просто в течение дня учим детей обращать внимание на эмоции, а также на их ответственность в формировании любого своего состояния, мы делаем неоценимый вклад в их личность и в будущий успех всей их жизни.
 
Почти на каждом занятии я предлагаю детям и взрослым тренировать произвольное погружение в эмоции и переключение между ними. Я просто говорю: "Сейчас изобрази грусть". Если ребенок плохо вживается в это состояние, я показываю различные телесные и вербальные проявления грусти, чтобы запустить его собственное творчество. После чего я предлагаю за несколько секунд перейти в другое состояние, например, в противоположное - в радость. Для большинства детей на моих занятия эта тренировка становится естественной и легкой, даже когда грусть реальная, а не сыграна по моей просьбе. И поэтому даже в случаях сильной неудовлетворенности мы обнаруживаем, что нет ничего проще выбрать любую эмоцию.
 
Также в повседневной жизни необходимо регулярно предлагать ребенку угадывать, какую эмоцию вы сами испытываете и по какому поводу. Это одна из состовляющих эмоционального интеллекта, без развития которой дети очень долго показывают эмоциональную тупость в отношениях со сверстниками и со взрослыми. Чем младше дети, тем в большей степени они совершенно не замечают, как возле них кто-то очень сильно растроен. Когда на моих занятиях кто-то из детей сильно расстраивается, другие дети очень часто ведут себя как ни в чем не бывало, продолжая веселиться или просить продолжить игру. Взрослые очень часто не замечают, что своими рассказами они навивают скуку и уже стоит "поменять пластику". Родители читают нотации, когда их уже совершенно не воспринимают. Общаются с детьми, которые говорят с ними жалобным тоном, тем самым поддерживая убеждение ребенка, что уныние и нытье - это норма. Не редко мои взрослые клиенты только на сеансах понимают, что давно обижены или разочарованы своими детьми. И пока мы не восстановим их высокую энеригию, поднявших по шкале эмоциональных тонов ближе к энтузиазму, надеяться на улучшение взаимоотношений с собой и с миром не приходится.
 
Учиться осознавать свои эмоции и ругулировать собственное состояние - лучшее, чему мы можем научить наших детей.
 
 
 
 

 

Методика «Примеры счастья» (по методике Розенцвейга)

Значительное распространение среди проективных методик имеет Тест фрустрации Розенцвейга, созданный психологом Саул Розенцвейг еще в 1945 году. Эта методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из сложных ситуаций. Я же применять эту методику для тренировки правильных реакций - позитивных, добрых и заботливых. Потому что именно правильных моделей поведения вокруг днем с огнем не сыщешь! Стимульный материал методики рисуночной фрустрации Розенцвейга составляют 24 рисунка, на которых изображены люди, находящиеся в проблемной ситуации. Я предлаю всем участникам программы позаниматься с детьми по этой методике, а также дополнить эту методику своими сложными ситуациями. 
Скачать файл с материалами методики можно по ссылке здесь. Также есть детский вариант методики, которую я провожу с детьми от 3 до 6 лет здесь.

Методика «Хвостатые»

Я играю с детьми в подвижные игры даже когда нет никаких занятий. Просто чтобы порадовать их или расслабить. А также чтобы самому поднять себе настроение. Дело в том, что детство находится в играх. А в детстве находится счастье. Поэтому плох тот родитель, кто не знает десяток подвижных игр, в которые можно сыграть даже в однокомнатной квартире. Есть очень много способов поднять себе и своим детям внутреннюю энергию, улучшить настроение, набраться сил на учебу и рутину. И самый лучший способ - это подвижная веселая игра, которая не только дает прилив сил, но и рушит все границы между взрослым миром и миром детства. Когда же близость восстановлена, границы убраны, маски сняты, происходит легкое и непринужденное влияние. В принципе №8 "Общая почва" мы еще вернемся к этому вопросу.

 

Методика «Правда или действие»

Эту игру я провожу на разные темы и с разными целями. Иногда для раскрепощения скованных детей, иногда для обучения принятию себя, иногда для поднятия мотивации. Чтобы проиллюстрировать принцип №4 я выбрал задания и вопросы, которые тренируют доброту, щедрость, нежность и заботу.
 
Вопросы:
  • В кого вы сейчас больше всего влюблены?
  • Кто вам кажется из здесь присутствующих 
  • наиболее добрым?
  • Кто из здесь сидящих самый красивый?
  • Расскажите свой самый смешной поступок.
  • Какой самый хороший подарок вы получали?
  • Что вам больше всего нравится в своем теле?
  • За что вы любите своих родителей?
Действия:
  • Сделать массаж человеку на выбор.
  • Признаться в любви трем присутствующим.
  • Позитивно поздоровайся с кем-нибудь на улице (через окно).
  • Сделай комплименты трем присутствующим.
  • Поддержи кого-то из присутствующих (скажи, что у него все получится, что ты в него веришь и пр.)
  • Обними всех присутствующих.
  • Подари какой-то свой предмет (кому-то из присутствующих на время занятия).
 

 

Примеры счастья «Критика VS Смирение и гибкость»

Еще один способ тренировки самообладания - это взаимная критика по самым больным темам. Если вы договариваетесь заранее, что вы практикуете неуязвимость, спокойствие, доброту и гибкость, то ваша тренировка будет легкой. Если вы попробуете сыграть в эту игру с детьми, то на себе ощутите прилив сил.
 
Инструкция: "Давай сейчас сыграем в игру, в которой мы будем по очереди пытаться задеть друг друга своей критикой. Одновременно задача каждого из нас не поддасться обиде или грусти, не впасть в вину или стыд. Это будут подколы, в которых каждый из нас научится внутренней свободе, позитивности и смирению".
 
Также есть не менее важная игра с противоположным смыслом. В ней нужно находить самые приятные особенности друг друга, делать самые сладкие комплименты. Каждый участник встречает этот удар восхищения не менее спокойно, чем удар критики. Ведь как говорится в одном известном высказывании Будды, которое встречалось в главе о мудрых (строфы 76-89) Дхаммапады: «Как крепкая скала не может быть сдвинута ветром, так мудрецы непоколебимы среди хулений и похвал».
 
Почти на каждом занятии с детьми и с взрослыми я учу независимости от критики и похвалы, от проигрыша и победы. Моя рейтинговая система одновременно служит увеличению мотивации и умению принимать любой счёт, любые результаты без потери энтузиазма.
 
 

Подведение итогов

Каждую тренировку важно завершать подведением итогов с раздачей "слонов" по справедливости.