Дмитрий Скоморохов

  • психолог-консультант
  • психотерапевт
  • детский психолог
  • автор и ведущий тренинговых программ
После первого занятия был толчок на активность, сильный энтузиазм что-то делать, что-то менять в лучшую сторону. Инициативность выросла явно.
Наталья, м. Насти
Лена самостоятельно по своей инициативе выполняла д/з по математике, выполнила просьбу. Никита вымыл пол, выполнил д/з по математике.
Ольга, м. Никиты и Лены
В течение недели Олег несколько раз сразу делал то, что я от него просила, с первого раза. В остальных случаях или забывал или откладывал до последнего.
Ирина, м. Олега
Я говорю: "Обязательно возьми шарфик. Одень". Она: "Ой, зачем мне этот шарфик!?" И тут же буквально через секунду: "ну, хорошо, да, я возьму".
Татьяна, м. Риты
Я не знаю, что вы там вначале сентября наговорили детям, но Рита три недели ходит, как под гипнозом, и бубнит: "примеры счастья", "примеры счастья".
Татьяна, м. Риты
На этой недели я увидела большие изменения в поведении в хорошую сторону у Саши, правда без слез не обошлось, но вижу старания в школе.
Татьяна, м. Саши
Он стал более организованней в плане распределения свободного время по урокам. Более ответственно. Сам сдал планшет, чтобы не было соблазна.
Татьяна, м. Леши
Саша сделал уроки, убрался в своей комнате, молодечик. Он собрался к вам сегодня с другом со двора, так можно или нет?
Ася, м. Саши
Леша после прошлого занятия просил меня не покупать домой вкусностей, а если он просит - отказывать ему. У него есть цель - сбросить 5 кг до НГ.
Марина, м. Леши
Отзыв за неделю. Дети между собой и на этой неделе пытались договариваться, меньше конфликтовать. Это заметно по более спокойной обстановке дома.
Татьяна, м. Леши и Миши
Заметила большую активность. Помогать стали лучше. По учебе пока все-равно не очень. Но стали увереннее. Вот сегодня даже сами вам позвонили.
Галина Павловна
Пытается с Машей не сильно конфликтовать. Заработала пятерку. Выучила песню, получила пятерку. По алгебре похвалила учительница.
Наталья, м. Любы
Ни разу не скатилась ни одной слезы. Она начала больше проявлять заботу - может приготовить, сюрприз какой-то сделать, убрать за собой.
Нина, м. Софы
Какой-то результат прямо лучше, чем на прошлых неделя. Маша очень старалась, прямо не подкопаться к ней 4 дня. Прямо видно, что человек очень старалась.
Анна, м. Маши
Сегодня убрала в квартире, помыла полы, попылесосила. Еще с утра копается. Вчера забыла с собой купальник. Не собранность.
Наталья, м. Маши
Вова за лето очень, очень изменился. Повзрослел, наверное. Реже стал со мной спорить. С удовольствием помогает мне по дому.
Елена Алексеевна
Помогала мне без вопросов, все делала. В целом прям очень хорошая неделя. Маша очень хотела поучаствовать в раздачи листовок. Это было видно.
Анна, м. Маши
Она в школе совершила такой альтруистический поступок. После последнего урока учительница стала в дверях и сказала, что никого не выпустит...
Татьяна, мама Риты
Вчера я пришла с тренировки довольно поздно, и меня ждала заправленная кровать моя и Ильи; пюре и сам Илья.
Виктория, м. Ильи
Она вообще очень сильно изменился с сентября, как вот у вас начались занятия. Старается быть более доброй, чаще стала меня обнимать.
Татьяна, м. Риты
София всю неделю говорила про рейтинг, что его надо поднимать, что она переживает. И по ней прям видно, что она оживилась, помыла мне машину.
Нина, м. Софы
Обсудили с Вовой позитив и негатив в привычках. Пока решили, что будет работать над недостаточной заботой о своём четвероногом друге.
Елена Алексеевна
С прошлой недели стал лучше все-таки заниматься, более усидчивый по урокам. Меньше внимания стал уделять компьютеру. В телефоне не сидит.
Елена, м. Жени
До проекта он совсем ничего не делал, я подходила к нему и по несколько раз просила о помощи, в итоге понимала, что не допросишься и делала все сама.
Ася, м. Саши
Маша помогала делать шарлотку. Одела колготки, хотя не хотела. Пошла на все занятия.
Наталья, м. Маши
Эту неделю София прям видно, что выкладывалась. Старалась сделать дела до того, как уйти в школу. Старалась сильно не засиживаться в телефоне.
Нина, м. Софы
Пришла домой в шарфике, я смеюсь: "Ну что, в подъезде одела? Она говорит: "Нет, уже через полчаса на улице застегнулась и шарф надела".
Татьяна, м. Риты
С Машей очень круто работает система фотоотчетов, мне кажется, она сама кайфует от вида до/после.
Анна, м. Маши
Старается, сам дополнительно читает, помогает по дому.
Юлия, м. Артема
А ещё она подговорила Диму и они вдвоём подарили мне цветы!!! Это было очень приятно, я впервые вижу у Маши такое сильное желание порадовать маму.
Анна, м. Маши
Хочу чтобы лучше делал уроки. Очень ленивый. Долго заставлять приходится. И ему приходится говорить 50 раз.
Елена, м. Жени
На этой недели меньше слез, старается сдерживать себя. Но все ещё неуверен в себе.
Татьяна, м. Саши

О работе психолога-консультанта

Работа психолога основана на глубоком понимании того, как устроена душевная жизнь человека. Это понимание можно получить, только беспристрастно вглядываясь в самого себя. Большую часть того, что происходит с детьми, подростками и их родителями я когда-то увидел в себе – обиду, зависть, разочарование, ярость, манипуляции всех видов и многое другое. Когда-то я признался себе в этом и теперь делюсь этой свободой с другими. Это первый этап моей работы – все, что есть внутри меня и внутри сидящего напротив человека может быть признано и понято. А потом разыграно с помощью игрушек, нарисовано красками, слеплено из глины, сыграно на дудочке, рассказано в форме сказки, а может быть, мы поставим танец или превратим мой кабинет в театральные подмостки… в общем, по-настоящему богата моя работа в неограниченном количестве форм реализации первого этапа.

Второй этап состоит в выборе моего клиента, что делать со всем тем, что сегодня стало таким явным. Поскольку я не только занимался самоанализом, но многому внутри себя помог вырасти – ответственности, детской легкости, вере в себя, требовательности, самоподдержке, сочувствию, мужеству – мне есть, что сказать и на этом этапе. И когда ребенок или родитель увидит для себя симпатичный путь, мы пройдем этой новой дорожкой все по тому же ковру психологического центра. Это будет третий этап – когда мы вместе с клиентом будем играть его новую историю.

Четвертый этап происходит уже без меня, в том потоке жизни, из которого буквально на один час еще незнакомого мне человека течение выкинуло на берег с вывеской «Психолог». Иногда мне звонят, а чаще приходят на следующую встречу, чтобы рассказать об «эффекте» наших «игр». А я радуюсь, что адаптация к детскому саду бесконечные 3 месяца со слезами и нервами всех участников этого кризиса наконец-то успешно завершилась; что девочка-подросток вышла из депрессии, у нее стало больше друзей, и вообще пошел какой-то новый светлый этап жизни; что через полгода общения со мной первоклассник стал уверенней, да так, что на городских соревнованиях по айкидо занял 1-е место; что ребята из детского дома стали успешней в учебе и все чаще им удается найти общий язык с их мамами-воспитателями; что молодая женщина вдруг доверилась своему мужчине и перестала волноваться о том, как на него влияет его мама.

Нередко бывает и так, что никакого особого эффекта нет. Вернее эффект есть, но он действует от силы 2 дня, а потом все начинается заново – проблемы, раздражительность, усталость, желание «все бросить». Приходится работать без эффекта… Возможно, я что-то делаю не так, но также возможно, что в данный момент моя роль заключается не в долговременном и явном изменении, а в эмоциональной поддержке, в укреплении веры в себя и в людей.

Кроме описанной выше стратегии, я часто прибегаю ко многим другим. Например, иногда работа идет исключительно на самораскрытии – я говорю о том, как во мне резонирует то, о чем говорит и что делает клиент. Мне грустно или радостно, я впечатлен или обижен, я злюсь или вспомнил ситуацию из своей жизни, я хочу обнять клиента или выйти из кабинета на несколько минут.
Кроме того, положительный эффект психотерапии строится на разнообразии моего контакта – на умении быть требовательным или полностью отдаваться решению клиента, на умении предлагать или просить о помощи, искать компромисс, критиковать или признавать свои ошибки. В данном случае работает эффект недостающего пазла, который позволяет моему клиенту увидеть картинку целиком – себя в новом качестве и другого человека с неожиданной стороны – примериться к этой новой картинке, освоиться в ней и воссоздать случайно или целенаправленно в своей повседневной жизни.

Еще один метод, который я часто использую, основан на поведенческом подходе. Для своих клиентов я нередко выступаю юристом, который умеет оформлять контракты со всеми нюансами, не позволяющими вольно интерпретировать свои же собственные обещания и требования. Ребенок/родитель берет на себя определенные в договоре обязательства и таким образом приобретает определенные в том же договоре права. Критериями выполнения обязательств в такой-то срок (день, неделя, месяц) являются, например, убранная комната, отсутствие двоек за поведение в течение недели, четверки в модуле, отсутствие грубых слов и пренебрежительных жестов (тона), самостоятельное выполнение 70% домашнего задания, возвращение с прогулки не позже назначенного времени, и все, все, все остальное. Счастливый родитель в случае успешного выполнения ребенком взятых на себя обязательств разрешает прогулки вечером (в этот день или в течение следующей недели/месяца), увеличение времени за компьютером, посещение друзей, увеличение карманных денег, уменьшение домашних обязанностей, долгожданная покупка и прочее, что действительно станет на какое-то время сильным мотивом. Призовая система или система последствий есть в этом мире так или иначе, потому что это закон жизни, который называется законом обратной связи. Проблема лишь в том, что очень часто в малых системах по типу семьи этот закон искажается, что приводит к разрушению и деградации естественного стремления к самосовершенствованию и достижению все новых вершин своего потенциала. Но когда все выполнимые условия обозначены на бумаге, нюансы досконально продуманы, а обе стороны в азарте ждут сакрального момента подписания договора, изменения не заставят себя ждать.

И последний творческий метод достигать результатов, за которыми пришли мои клиенты, заключается в индивидуальном подборе игр и упражнений целенаправленно развивающих те или иные качества. Дети и взрослые в работе со мной многократно отрабатывают произнесение таких слов, как «нет», «я хочу», «не хочу», «я чувствую», «пожалуйста», «при всей симпатии к вам, я настаиваю…», «правила для всех одинаковые», «сделай это», «я занят», «я подумаю», «мне необходимо время», «подумайте», «это великолепно», «спасибо», и др. А также повышают голос или наоборот учатся говорить тихо, идут напролом в обозначенную часть комнаты или гибко обходят препятствие в виде упорного меня, много раз проигрывают в соревновании, чтобы сместить свои цели с результата на процесс, много раз пытаются договориться со мной несговорчивым, выступают публично перед огромной аудиторией мелких игрушек, перевоплощаются в своих детей и родителей, учатся выживать в потоках критики или восхищения, и прочее, прочее из того, что придумаю я или они сами.
На самом деле выше я перечислил даже не основные методы, а всего лишь некоторые мазки, с помощью которых может получиться самая общая картина моей работы. Каждый день приносит новые идеи, совершенно неожиданные и ранее мной не осознаваемые возможности. Каждый день по несколько клиентов это в год практически 1000 часов психотерапии, и ни одного часа не прошло без новых для меня вопросов, нового опыта, проб и ошибок. Так что можно представить, насколько я еще мало понимаю свою роль на берегу под этой вывеской «Психолог».